«Есть между Лиепайей и Руцавой такое местечко как Ница. Звучит почти по французски, но дырка обыкновенная. Небольшой поселок в котором есть школа (латышская естественно), пародия на поликлинику, почта (о...это центр цивилизации, туда попадает корреспонденция и посылки, но про почту отдельно, прошедшие срочку поймут) и магазинчик с выбором чуть лучше чем в родном "ванькином торге". Поскольку там есть свежий хлеб, батон, молоко с кефиром . Там же располагается правление колхоза-миллионера под таким же "французским " названием. Если вы жили в Латвии или Эстонии то дальше вам будет читать не интересно. Если в РСФСР или БССР то отложите в сторону хрупкие и тяжелые предметы, отставьте чай или кофе. Поскольку это латышский колхоз.
Чем он собственно интересен. Начнем издалека. Прибыл ты, молодой и красивый (по твоему мнению) на место службы и направили тебя в эту Ницу. Нет, сам поселок будет располагаться километрах в трех от тебя. А твое жизненное пространство будет находится внутри самого дивизиона. В время несения б/д то 24*7 в течении месяца. После окончания б/д изредка можешь оказаться за забором в центре цивилизации в виде двух ДОСов (домов офицерского состава) где температура зимой не превысит 13 по дедушке Цельсию, под полом будет маршировать армия мышиного короля..но там есть стенки отделяющие тебя от соседей и даже наличествует кран с холодной водой и закрытый сортир. После месяца б/д это просто кайф.
Но ладно, оставим лирику и воспоминания и осмотримся по сторонам. А по сторонам у нас будут поля и хутора. Внешний вид хутора будет зависеть от желания владельца но наличие там двух легковушек, тройки-четверки мотоциклов (мопеды и велосипеды мы считать не будем) обязательно. А так же большой свинарник (уж сколько здоровья у хуторян на это есть), ну и коровник наличествует.
Какие трудолюбивые люди: хочешь воскликнуть ты. И даже восклицаешь. Но спустя некоторое время, оглядывая поля, замечаешь интересную вещь: на одних работают люди с одного хутора, на других с другого. На третьих - естественно свои лица. Лица хуторян периодически меняются. Определяешь это по тому, что вдруг не можешь обнаружить ту девку, которую привык разглядывать при движении от КП к казарме и наоборот. На следующий день она появляется снова и так до следующего исчезновения.
От удивления начинаешь расспрашивать старожилов, которые тебе снисходительно объяснят, что поля это вроде как колхозные но находятся у хуторян в аренде. Выращивают они там то, что принимается или продается "за дорого". Техника, естественно, используется колхозная. Ты не понимаешь, что такое аренда, поскольку твоя деревенская родня из Черноземья или Нечерноземья а то и синеокой про такое не слышала. Есть поле колхозное и есть свой огород. На котором они пашут в свободное от работы в колхозе время. Из техники ...только по договорённости с соседом-трактористом вспахать под картошку. А так ручками, ручками.
И свиней держать можно сколько разрешат, а не сколько потянешь. Как и по коровам. В общем на этой "аренде" впахивают хуторяне как папы (и мамы) Карлы. Но и в колхоз надо посылать представителей, а то что-то там имитировать надо. Это "очень обидно" и вообще "зверская эксплуатация". По итогам года часть продукции сдается через колхоз а большая часть продается. В те времена "золотым растением" был лук. По животным такая же картинка.
Начинаешь крутить в голове и как-то всплывает то, что колхоз частично изображает из себя привычного, местно-посконного герра барона. Ну а арендаторы они таковые и есть. Кто-то на "барщину" ходит. Часть товара через этого "барона" скидывать надо. Зато, в отличие от барона, на использование техники "не по назначению" прикрывают глаза. Поэтому деньги в хуторянских карманах водятся. Да и с покупкой техники нет особых ограничений. Да...это если у скобарей и продукция ММВЗ идет как "мотоцикл" то там только или "ЯВА" или "ЧеЗет". Предмет зависти зеленого лейтехи, поскольку ему такая радость не светит. "Распределение" другое.
Вообще то такой порядок идет во всех местных "колхозах". За редким исключением. Но есть просто колхозы а есть "колхозы-миллионеры". В чем будет отличие. Да все просто. Обычный председатель издает вопли о помощи: тяжело, справиться не можем, дайте людей и технику. И пошли пионеры и комсомольцы из русских школ (из местных некогда, надо дома работать) а так же рабочие и итр с заводов..да и брата-армейца могут привлечь. Но из-за этого чуть-чуть денег на сторону уходит да и вообще потеряешь уровень.
Председатель-миллионер человек другого типа. Он не издает вопли о помощи, у него другой подход. В один прекрасный осенний день у ворот дивизиона появляется председатель, который попадет к командиру и ведет о чем-то речь. Затем уезжает и тут под очи начальства попадаешь ты. И получаешь задачу- собрать команду-ух (это просто, в дивизионе очень много бойцов из кишлаков и аулов) и на выделенной технике (машина из дивизиона, заботливо отремонтированная к этому моменту с запасом тщательно "списанного" топлива) отправиться на помощь в уборке.
Тебя там нет. И бойцов нет. И машины нет. По бумагам. По ним же, родимым, работают Иварсы и Янисы, совместно с Петерсами и Мартами. Чудо-чудное – уборка своими силами. Денег ты не получишь. Как и бойцы. Но есть более интересные моменты. Во первых в дивизионе появится картошка, свекла, морковка, лук и прочее что почти не предусмотрено ушлыми интендантами.
И появится отдушина и перерыв между пшенкой, перловкой и "дробью 16". Гречка и рис они и так в дефиците. При известной ловкости и опытности комдива можно разжиться и мясопродуктами. И тогда кроме "мяса белого медведя" можно изредка давать нечто более существенное и приятное. Бойцы будут ругаться но молчать. Поскольку понимают, что по "уставу" какая-то копейка у них появится но купить за нее....
А пшенка на завтрак, ячневая на обед и перловка на ужин по семь дней в неделю...с гречкой или рисом по великопрестольным праздникам оно как-то надоедает. Даже если ты таджик из глухого кишлака и привык к чуречной диете по схеме 7х360. И непонятного происхождения промерзшая картошка светит только по сверхпраздникам. Ты так же матюгаешься, но опять понимаешь, что та же картошка, которую вы будете тщательно отбирать (а не на убоже, что на базе выделили) будет и у тебя.
Главное, чтобы данный "праздник урожая" не пришелся на время несения боевого дежурства. Иначе пролет и жди следующего года. По срокам и качеству работ, так твои узбеки и таджики, привычные к таковому с детства и на армейской кормежке (по твоим меркам это ужасть, но для многих ребят — это практически "как бай кушаешь") забивают по производительности и пионеров и комсомольцев и чертежниц с механиками.
Правда стоит отметить, что это более было распространено в Курземе и Земгале. В Видземе свои особенности. В Латгалии - тоже. Но латгальцы они такие. Специфические товарищи. Их и мордабельно от витебских хрен отличишь.
Интересно получается, когда приезжает к тебе в гости "в европы" родня деревенская и смотрит на происходящее квадратными глазами: мол разве так можно. Поскольку пашут они не менее, чем латыши вот только условия сильно разные. И вздох: мол если бы нам, под Рыльском такую волю то на наших черноземах у-у-у-у. Да не только лук. Ту же гречку -волю дай так..
Но все проходит. И вспоминая надменное выражение хуторянских лиц понимаешь, что находились ребята то в провентилированных условиях. А когда пришло к нормальному бою то оказалось, что сказки все про "трудолюбивых прибалтах" и "ленивых русских". И те же деревни под Рыльском живут не хуже тех латышских французов. А то и лучше. Жизнь то по местам расставила все. И это правильно».
А теперь немедленно мне расскажите про СССР – страну равных возможностей. Ещё раз: высшая степень придурочности – это иметь различные права граждан на различных территориях, в заботе о национальном колорите. Потому и с лимитрофами – в состав и равные со всеми права и возможности; обязанности тоже равные, если ты не малочисленный коренной народ Севера, которых и так полтора человека осталось. Не хотят – только к нашей выгоде; перепадёт им что или не перепадёт – вопрос второй.
Хватит нам национального строительства по лекалам СССР.
Journal information