Ответ на этот вопрос является довольно занятным историческим ребусом, в котором тесно переплетены/взаимосвязаны разные эпохи, факты, люди и события.
Данные три картинки тесно объединяет один исторический деятель - Фридрих Барбаросса ("Рыжая борода" по-итальянски).
Этот средневековый немецкий вождь был одним из самых успешных императоров Священной Римской Империи (не путать с просто Римской империей), благодаря которому немецкое государство достигла своего пика могущества в Средневековье.
Он был смелым, энергичным правителем и талантливым полководцем, во многом определившим само понятие рыцарства, да по большому счету и ход европейской истории.
Например, он использовал систему подготовки рыцарей с юности, с последующим экзаменом, посвящением и строгим следованием кодексу. В этом рыцарском "универе" проходили семь предметов:
1- верховая езда;
2- фехтование;
3- владение копьем;
4- плавание;
5- соколиная охота;
6- игра в шашки (шахматы);
7- сочинение и пение стихов в честь дамы сердца.
Прикольный и неожиданный набор рыцарских искусств, не правда ли?
Все это очень романтично, но средневековые немецкие замки были совсем не романтичными местами, особенно в том что касается туалета. Которые были устроены по принципу деревенского сортира.
Т.е. просто большая яма, причем иногда прямо в подвале под замком
Дальше история в пересказе шведского публициста Аре Ваерланда
("В котле болезней", 1934 год - книжка сама по себе крайне занятная в плане средневекового быта и медицины):
Эти отхожие места, где грязи и мусору позволялось собираться не только десятилетиями, но и столетиями, иногда приобретали размеры настоящих подземных болот, прудов или озер как, например, в Эрфуртском замке, в
котором Император Фридрих Барбаросса созвал собрание в 1183 году. Это было, пожалуй, величайшее собрание принцев и рыцарей, которое имело место в Средние века. Пышность и великолепие украшений и одежд наполнили всю Европу удивлением и благоговением. Но его концу было суждено затмить все ужасом. Ибо как раз в то самое время, когда вся ассамблея собралась в большом зале, так случилось, что внезапно проломились балки, прогнившие от паров и влаги, поднимавшихся от столетнего скопления дерьма в полужидком состоянии разложения в подполье, на которых
держались полы. Тем, кто смог спастись при этом несчастье, показалось, что как будто какая-то таинственная сила вдруг сбросила полы, утащив с собой восемь принцев, множество дворян, больше сотни рыцарей и еще больше людей низшего ранга в главный сточный колодец замка, где они встретили ужасную смерть. Император Фридрих Барбаросса смог спасти свою жизнь тем, что быстро вскочил на подоконник, с которого его спустили на землю с помощью веревки.
Утонувшая в дерьме сотня доблестных рыцарей Фридриха была неслыханной потерей для Европы того времени - в обычном сражении количество погибших рыцарей исчислялось единицами, в худшем случае десятками. Они не стремились убивать друг друга, главное было заставить противника сдаться, чтобы содрать с него дорогущие доспехи с оружием. И средневековые рыцарские сражения больше напоминали спортивные турниры с кучей правил.
А тут такое!
Но нет худа без добра - до сих пор в европейских экологических исследованиях и даже бизнес-презентациях о проблемах канализации упоминают сей казус.
Впрочем, за вышеприведенными исключениями немцы знали толк в строительстве.
Как часто бывает, политический расцвет немецкой Священной Империи совпал с технологическим.
В процветающем государстве Барбароссы, соответсвенно, были отличные каменщики.
Поэтому русский князь Андрей Боголюбский, будучи дружбаном Фридриха Барбароссы, когда задумал построить в стольном граде Владимире самый крутой собор на Руси, стремясь затмить все что было до него - пригласил, натурально, немецких гастарбайтеров. Это вам не собянинские криворукие таджики, которые плитку положить нормально не могут!
Храм удался на славу, и до сих пор, аж через 800 лет, радует глаз.
Как и десятки других более поздних русских соборов (начиная с Успенского собора в Кремле), для которых он стал образцом.
Что не менее интересно, до революции в Успенском соборе даже хранился наплечник (деталь доспеха), который Фридрих Барбаросса по преданию подарил Андрею Боголюбскому - сейчас он хранится во Франции, в Лувре, поскольку в 30-х годах Сталину взбрендило распродавать за бесценок русские национальные реликвии.
И пока усатый спекулировал деталями одежды Фридриха Барбароссы, в Германии нарождался вроде как его преемник.
Как известно, в 30-х же, в гитлеровской Германии, Священная Римская Империя считалась Первым Рейхом.
Второй Рейх это Германия времен Бисмарка.
Ну и соответсвенно свое государство гитлеровцы называли Третьим Рейхом. Das Dritte Riech.
Гитлер, будучи неслабо повернутым на всяких исторически-мистических аллюзиях, часто обращался к средневековым рыцарским понятиям, наградам, римской символике, зигованиям-приветствиям и всему такому.
С этой стороны не удивительно, что он назвал план нападения на СССР - "Барбаросса".
И даже тактика использовалась похожая - атака бронированными танковыми клиньями.
Ведь Фридрих Барбаросса создал могучую армию, в основе ударной мощи которой была тяжелая рыцарская конница, часто строившаяся клином. Закованные в латы всадники с копьями шагом сближались с вражеским фронтом сужающейся колонной, непосредственно перед столкновением разворачивались вширь, в линию и разгонялись перед вражеским строем, пробивали его с выходом в тыл, окружали, рассекали и рубили мечами деморализованную толпу.
Эта тактика часто работала на отлично. Ну, в Европе.
Если на пути рыцарей в толпе не скрывались груженые камнями сани, а под копытами - тонкий лед.
Как получилось при Ледовом побоище, учиненном Александром Невским.
Как ни смешно, но ровно так же как клин немецких рыцарей увяз и потонул во льдах Чудского озера 700 лет назад, так и танковые колонны Гитлера увязли в грязи и снегу под Москвой.
Ну и Третий Рейх в итоге слился фигурально туда же, куда в свое время попали гости Фридриха в замке Эрфурт.
Довольно символично все вышло! А ведь сколько параллелей, исторических пересечений? Прям красота.
Journal information