Историки давно обратили внимание на более чем странное поведение союзников СССР в период окончания войны с Германией. Англичане и американцы бережно хранили оружие сдавшихся фашистов на особых складах. Его в любой момент можно было раздать германским солдатам, которые сотнями тысяч содержались в лагерях на оккупированной территории. Рассекреченные в последние годы документы из архивов Англии и США говорят о том, что наши союзники разрабатывали планы внезапного нападения на СССР летом 1945 года. Кодовое название этой операции — «Немыслимое».
29 страниц для новой войны
План военных действий был подготовлен по указанию английского премьер-министра Уинстона Черчилля. В британских архивах сохранилась его телеграмма фельдмаршалу Монтгомери, главнокомандующему войсками союзников в Европе. Черчилль просил подготовить быструю и победоносную операцию по внезапному нападению на главного, с его точки зрения, врага — Советский Союз, ослабленный войной с Германией.
Секретная телеграмма Черчилля не датирована. Специалист по британским архивам писатель-историк Геннадий Соколов считает, что указание о разработке операции «Немыслимое» Черчилль дал в конце марта или начале апреля 1945 года. А 22 мая того же года военные представили премьер-министру готовый план операции на 29 страницах.
В документе под грифом «Совершенно секретно» чётко записано: «Дата начала военных действий — 1 июля 1945 года. Общеполитическая цель операции — навязать русским волю Соединённых Штатов и Британской империи».
Детали секретного плана
Английский историк, профессор Кембриджского университета Д. Рейнольде, изучив рассекреченные документы, составил чёткую схему предполагаемых действий наших бывших союзников.
1 июля 47 английских и американских дивизий, включая 14 бронетанковых, намеревались внезапно ударить по позициям советских войск в Европе. Их должны были поддержать 12 немецких дивизий, солдаты которых содержались на территории Германии и Дании. Для этой цели рядом с лагерями военнопленных находились арсеналы трофейного оружия.
Всего в лагерях содержалось до 700000 немецких солдат и офицеров. В сохранившейся архивной записке фельдмаршал Монтгомери признаётся: «Черчилль приказал мне не уничтожать оружие немцев… на случай возможной войны против русских с немецкой помощью».
В операции «Немыслимое» планировались два главных удара: северный, по оси Штеттин-Шнайдемюль-Быдгощ, и южный, по оси Лейпциг-Коттбус-Познань-Бреслау.
Позднее к войне на стороне Англии и США должны были присоединиться и другие страны, к примеру, Польша и Венгрия. Предполагалось, что в результате неожиданного удара советские войска будут отброшены к довоенным границам — и это заставит Сталина уйти в отставку. В дальнейшем война переместилась бы на территорию СССР. Наши крупные города: Москву, Ленинград, Мурманск и др. — ожидала судьба Дрездена, который авиация союзников безо всякой необходимости сравняла с землёй, чтобы продемонстрировать свою мощь и на практике получить подобный опыт. В инструктаже перед вылетом британских экипажей на Дрезден так и говорилось: нужно наглядно показать Советам наши возможности. Англичане тогда располагали 4 воздушными армиями тяжёлых бомбардировщиков, в то время как советская бомбардировочная авиация была гораздо более слабой.
По замыслу Черчилля, война должна была привести к полному разгрому и капитуляции СССР.
Разведка доложила точно
Что же помешало союзникам приступить к выполнению этого чудовищного плана?
Прежде всего то, что советское руководство узнало о готовящейся операции «Немыслимое». Об этом пишут видные историки — такие как профессор Эдинбургского университета Д. Эриксон и научный руководитель Центра истории войн и геополитики, профессор О. Ржешевский. Секретные сведения в Москву передали члены знаменитой «Кембриджской пятёрки» во главе с Кимом Филби — наши высокопоставленные английские агенты, завербованные ещё в 1930-е годы. Все пятеро разведчиков занимали высокие посты в британских спецслужбах или дипломатических структурах. Кстати, бывший директор ЦРУ Аллен Даллес назвал «Кембриджскую пятёрку» самой сильной разведывательной группой времён Второй мировой войны.
Советский Генштаб сразу же принял соответствующие меры противодействия.
В конце июня 1945 года маршал Жуков получил приказ срочно перегруппировать силы советских войск, укрепить оборону и детально изучить дислокацию армий западных держав. Принятые Жуковым меры не дали союзникам возможности начать операцию. Им пришлось разрабатывать новый план и перенести дату внезапного нападения на 11 июля.
Кроме того, колоссальное впечатление на англичан и американцев произвела Берлинская операция.
Вермахт намеревался устроить на улицах Берлина второй Сталинград. На подступах к городу было построено семь линий долговременной обороны. По мнению одного из крупнейших военных историков, профессора В. Фалина, именно решение Сталина о штурме Берлина в начале мая 1945-го предотвратило третью мировую войну — ведь в ином случае Берлин без боя был бы сдан союзникам, а их Объединённые силы обрушились бы на СССР.
Сталин настоял на немедленном проведении Берлинской операции, одной из задач которой было показать огневую и ударную мощь советских вооружённых сил.
Нападать на советские войска без фактора внезапности выглядело слишком рискованным. Черчилль был закоренелым антикоммунистом — но не самоубийцей.
А дальше в историю с неразвязанной третьей мировой войной вмешалась политика.
5 июля 1945 года в Великобритании состоялись парламентские выборы — первые после 1935 года (их не проводили из-за войны). Лейбористы под руководством Клемента Эттли с огромным перевесом одержали победу над консерваторами во главе с Черчиллем, который был вынужден уйти в отставку. Новый премьер Эттли лояльно относился к СССР — и распорядился отменить операцию «Немыслимое».
196 атомных бомб
Но у политиков за океаном отношение к Советскому Союзу не изменилось. Американское руководство по-прежнему считало нашу страну «врагом №1».
Правда, президент США Трумэн решил действовать хитрее: дождаться, пока СССР справится с милитаристской Японией — ведь Сталин на Ялтинской конференции обещал начать войну с ней через 2-3 месяца после капитуляции Германии. И сдержал своё слово: 8 августа 1945 года СССР вступил в новую войну, в результате которой 2 сентября того же года Япония капитулировала.
Уже через несколько дней Трумэн дал Пентагону указание на разработку операции «Тоталити» — куда более жестокой, чем «Немыслимое». План предполагал сбросить 196 атомных бомб на 20 крупнейших советских городов и промышленных центров.
Правда, пыл американских стратегов резко охладили расчёты о возможных потерях: по ним выходило, что более половины (55%) «Суперкрепостей» — бомбардировщиков В-29 с ядерным грузом — будут сбиты, не долетев до места назначения. Кроме того, от ядерного удара по СССР американцев сдерживали опасения ответных действий Сталина в Европе — ведь в случае конфликта, по расчётам заокеанских экспертов, советские танковые армии, дислоцированные в Восточной Европе, могли в течение двух недель выйти на побережье Атлантического океана.
План «Тоталити» был отложен сначала до 1946 года, а позже — на неопределённое время. Но по указанию Трумэна разрабатывались другие проекты: «Флитвуд», «Чариотир», «Дропшот» и др. Все они различались лишь количеством советских городов, намеченных в качестве целей, и числом атомных бомб, которые должны были стереть их с лица земли.
По воспоминаниям тогдашнего начальника штаба сухопутных войск США Д. Эйзенхауэра, на его столе дважды лежал приказ о начале ядерных бомбардировок советских городов (по американским законам, такой приказ должны были совместно подписать начальники штабов авиации, флота и сухопутных войск) — и оба раза они чудом не состоялись.
Третья мировая война оставалась реальной угрозой до 1949 года — когда в СССР была создана своя атомная бомба, и планы безнаказанного ядерного удара по нашей стране провалились.
А была ли советская угроза?
Некоторые западные историки пытаются обелить Черчилля, говоря, что операция «Немыслимое» — лишь ответ на советскую угрозу захватить всю Европу.
Это либо незнание истории, либо просто ложь.
Уже 23 июня 1945 года в СССР был принят закон о демобилизации армии и флота, предполагавший их сокращение с 11 до 3 миллионов человек. Количество военных округов в 1945-1946 годах уменьшилось с 33 до 21.
Сталин пунктуально выполнял все условия Ялтинской конференции. Он не поддержал греческих, французских и итальянских коммунистов в борьбе за свержение действующих в их странах режимов.
Советский дипломат Владимир Семёнов в своих воспоминаниях пишет, что когда наши части, преследуя противника, вышли за пределы демаркационных линий в Австрии, Сталин распорядился послать союзным державам телеграммы, что советские войска, преследуя немцев, были вынуждены сделать это — но после окончания военных действий обязательно отойдут в пределы установленных зон оккупации.
Наоборот, именно союзники постоянно нарушали ялтинские договорённости о линиях разграничения. К примеру, в феврале 1945 года их авиация разбомбила предприятия Словакии в будущей советской зоне оккупации, чтобы заводы не достались нам в рабочем состоянии.
Операция «Немыслимое» в том виде, как её задумал Черчилль, провалилась. Третья мировая война, к счастью, не стала реальностью. А противостояние бывших союзников перешло на другой уровень, названный холодной войной и длившийся с конца 1940-х до начала 1990-х годов.
Николай МИХАЙЛОВ
via
Journal information